Кол вбивается вампиру не в бровь, а в глаз, рот, горло, затылок, грудь или зад.

Кол вбивается вампиру не в бровь, а в глаз, рот, горло, затылок, грудь или зад.

Блог //

Магический круг в славянской апотропеической магии

22 марта 2012 г.


Въ страхе, очертилъ онъ около себя кругъ; съ усиліемъ началъ читать молитвы и произносить заклинанія, которымъ научилъ его одинъ монахъ, видѣвшій всю жизнь свою вѣдьмъ и нечистыхъ духовъ. Она стала почти на самой чертѣ; но видно было, что не имѣла силъ переступить ее, и вся посинѣла, какъ человѣкъ, уже несколько дней умершій.
Гоголь Н. В. Вій.

Круг в мифологии — одна из основных форм структурирования пространства. Круг замыкает участок пространства, являя собой границу охраняемого локуса. Первое жилище, по одной из украинских легенд имело круглую форму: Бог построил шалаш вокруг шеста. Круг создаёт сакральную преграду, охраняющую человека и его мир от актуальной или потенциальной опасности. Магический круг защищает от нечистой силы, заложных покойников, ведьм посредством магического «закрытия» охраняемого объекта, делает его невидимым для нечистых, создаёт границу, которую не может пересечь зло. Магический круг — универсальный оберег, хорошо подходящий для защиты от всего, что входит и в сферу смерти, включая вампиров и все остальные виды заложных покойников.

В магическом круге из свечей
Магический круг из освящённых свечей, усиленный другими сакральными
оберегами: 
Псалтирью, чётками и распятием.

Категория. Модель реализации

Магический круг относится к категории семантических оберегов, охраняющих объект, не подпуская к нему зло. Модели реализации: окружение, преграждение, разграничение, укрывание. Мотив создания магического круга реализуется глаголами: очерчивать, обводить, обсыпать, опоясывать, обтыкать, освещать. Различные виды магического круга объединены общей идеей создания сакральной границы, которая бы обеспечивала отсутствие контакта между носителем опасности и охраняемым объектом. Граница, имеющая форму круга, строится искусственно самим человеком или его сакральными покровителями.

Способы реализации

Объект охраны — любой участок пространства и всё, что в нём содержится. Особого профессионализма от исполнителя оберега «магический круг», как правило, не требуется. Магические круги, не связанные с обрядовыми действиями (в опахивании села, например, участвуют только девушки и вдовы), может сделать любой человек.

Круг-оберег может быть создан в результате самых различных действий: обхода дома, построек; опахивания селения; обвязывания или опоясывания предметов и частей человеческого тела (пояс — непременный оберег, наряду с нательным крестом, благодаря семантике опоясывания, как способа создания магического круга). Магический круг очерчивается на земле железным предметом (ножом, косой, топором), мелом, углём, красной краской, осыпается освящённым маком, образуется круговым окуриванием. Магический круг может быть образован также сакральными предметами: иконами, распятиями, освящёнными свечами. В этом случае необходимо использовать не менее четырёх предметов: расставленные по сторонам света они образуют круг.

Магический круг, образуемый круговым окуриванием ладаном
Магический круг, образуемый круговым окуриванием ладаном

Круг может быть вещественным, а может и символическим. Для создания невидимого и непроходимого для нечистой силы магического круга очерчивают себя кру́гом с крёстным знамением и молитвой или с матерной бранью, словами чур и т. п.

Обычно огораживают охраняемое пространство, но есть и инверсия магического круга, когда очерчивают кругом место, где находится сама опасность. В Болгарии, вост. Сербии, Боснии и Далмации могилу огораживают боярышником или другим колючим кустарником, чтобы вампир не смог из неё вылезти.

Место

Круг можно очертить в любом, самом враждебном месте, создавая таким образом собственное замкнутое защищённое пространство — участок «своего» мира в «чужом». Участник исполнения оберега должен находиться в месте создания круга. Хотя возможно и дистанционное создание оберега, когда исполнитель оберега находится в одном месте, а охраняемый объект — в другом. В этом случае в магический круг заключается символ объекта защиты, например, камень, символизирующий корову, для охраны заблудившейся коровы от волков. Дистанционные магические круги используются редко, возможно в силу своей меньшей эффективности.

Ситуации использования

Магический круг — замкнутая магическая граница, труднопреодолимая либо вовсе непреодолимая для нечистых, знающихся с ними (колдуны, ведьмы) и заложных покойников; а также для других опасностей (эпидемия, град и др.) Применяется как в случае непосредственной угрозы — окказионально, так и против онтологической возможности — какой-то потенциальной опасности.

А. При актуальной угрозе. Для защиты человека в случае непосредственного столкновения с нечистой силой, при гадании. Например, при встрече с русалками необходимо очертить вокруг себя палкой или просто рукой круг и закрестить его, чтобы быть недоступным для них. Чтобы покойник прекратил ходить в свой дом: «бралы косу и гострым носком обводили тры разы дом» (Хоромск стол. брест., Полесский архив Института cлавяноведения РАН). В Полесье вечером накануне Крещения и Ивана Купалы, а также в Чистый четверг обводили освящённым мелом черту вокруг хаты, чтобы предохранить её от грома ведьм и других опасностей.

Б. При потенциальной угрозе — превентивная защита. Опахивание села может производиться не только от конкретной болезни, но и от потенциальной эпидемии или других несчастий «впрок». Пояс-оберег может быть предназначен не против какой-то конкретной ведьмы, а против ведьм вообще. При создании магического круга «впрок» наличие признаков опасности, как и самой опасности, не требуется.

Особые атрибуты, усиление

Как правило, магический круг усиливают другими оберегами. Предмет, которым чертится или образуется круг, усиливает значимость, «мощность» магического круга дополнительной апотропеической семантикой. На границе круга помещают предметы-обереги, например, острые и колючие предметы (семантика уничтожения). Создание магического круга сопровождается произнесением заговоров или молитв. Гадающий на святки становится в центр будущего круга и очерчивает его приговаривая: «Бог — в кругу, бес — по-за кругу».


Усиление магического круга распятием и молитвой; обратите также внимание на обязательный
пояс и повязанную
 вокруг головы красную обережную ленту

Различные обереги взаимодополняют и усиливают друг друга. Например, в Юрьев день у восточных и южных славян принято совершать обход скота, чтобы защитить его от нечистой силы и болезней. У русских в Тверской губ. знахарь брал в руки решето с ячменем, в него ставил икону Георгия Победоносца, клал туда же косу, замок с ключом, за пояс засовывал топор и так обходил стадо трижды против часовой стрелки. Дойдя до того места, откуда он начал обход, знахарь читал заговор, призванный спасти скот от различных видов опасности — от огня, воды, лютого зверя, ползучего змея и т. д. Когда знахарь заканчивал заговор, двое его помощников стреляли из ружей [Шаповалова 1974, с. 130—131]. Очевидно, что в этом апотропеическом ритуале реализуется доминирующий семантический мотив — создание магического круга вокруг стада путём обхода, а также несколько сопутствующих мотивов, привносящих дополнительную семантику и усиливающих воздействие ритуала в целом: семантика уничтожения опасности (коса, топор, выстрелы из ружья), закрывания скотины от опасности (замок с ключом), усиления продуцирующих свойств скота (зерно), отгона (движение наоборот, против часовой стрелки, необходимое, по объяснению информантов, чтобы нечистая сила «отталкивалась»), вручение скота под покровительство св. Юрия (икона Георгия Победоносца, заговор с просьбой к нему уберечь скот).

В Полесье принято было до восхода солнца обходить или обегать голым свое поле, чтобы предохранить его от воробьев. Часто в этом случае семантика создания магического круга осложнялась дополнительными обстоятельствами: во-первых, обнаженностью, которая служила маркером ритуальной значимости происходящего и привносила семантику отгона опасности обнажением гениталий (модель — отгон). Во-вторых, имели значение и предметы, с которыми совершался обход (земля, взятая с могилы; палка, которой ужа отогнали от жабы; хлеб, забытый в печи и пр.), семантика которых должна была увеличивать апотропеическую силу обряда.

Если для создания магического круга используется нить или другие предметы, которые могут быть окрашены, то специально подобранный цвет оберега также может его усилить. Охранительная семантика в славянской традиции закреплена за красным цветом, символизирующим в народной традиции всё, что связано со сферой жизни, здоровья, плодовитости и поэтому противостоит смерти. Красный цвет приобретает семантику замещения, поскольку своим присутствием в охраняемом пространстве «вытесняет» из него зло. Один из самых простых магических кругов, усиленных красным цветом, — красная нитка или тесьма, повязанная на руку; красный пояс.

Специфические виды магического круга

1. Магический круг из освящённого мака или зерна

Обсыпать, обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространённых у славян способов создания магического круга для защиты от ходячих покойников, ведьм, колдунов и прочей нечисти. При создании магического круга при помощи обсеивания возникает дополнительная семантика, обусловленная символикой зерен (мака, проса) как бесконечного множества, которое нельзя сосчитать и собрать. Граница, созданная таким способом, распадается на бесконечное множество дискретных преград, каждую из которых нужно преодолеть, собрав или, что равнозначно, сосчитав.


Магический круг создаётся освященной четверговой солью

«...по распространенному на Волыни вѣрованію, если ходитъ по ночамъ „мрець“ или „упырь“, то чтобы онъ не вошелъ въ домъ, — необходимо домъ кругомъ обсыпать макомъ — „видюкомъ“. И при этомъ тоже приговаривать: „тоди въ хату війдешъ, якъ цей макъ весь зберешъ и посчитаешъ“. А такъ какъ, по понятію нашего простолюдина, никто не въ состояніи собрать до единаго зернышка, ни тѣмъ болѣе сосчитать весь просыпанный кругомъ коровы или дома макъ, и въ особенности такой мелкій какъ „видюкъ“, или „самосѣйку“, — то весьма понятно, — вѣритъ нашъ народъ, — немогущая ни собрать, ни сосчитать до зернышка разсыпанный макъ „нечисть“ — вѣдьмы, „мерци“ и „упыри“ — не могутъ черезъ это самое ни подступить къ коровѣ, ни войти въ хату, гдѣ макомъ обсыпано. Такое же повѣрье существуетъ и въ кіевской губерніи» [Бѣньковскій 1905, с. 35]. 

«Частое хожденiе покойниковъ само по себѣ считается явленiемъ нежелательнымъ; освободиться отъ частаго посѣщенiя такихъ гостей составляетъ пламенное желанiе тѣхъ, у кого эти гости появляются. Вѣря въ полную невозможность устранить совершенно это явленiе (т. е. хожденiе покойниковъ) такъ-же, какъ невозможно устранить явленiя жизни и смерти въ природѣ, поселяне прибѣгаютъ иногда къ нѣкоторымъ средствамъ, которыя по ихъ мнѣнiю помогаютъ избавиться отъ непрошенныхъ и подчасъ вредныхъ посѣтителей "з того свiта." Такими средствами служатъ макъ, просо, сталь и мѣлъ. Я не буду подробно говорить о роли мака въ этихъ случаяхъ, такъ какъ объ этомъ была замѣтка въ одной изъ книжекъ "Кiевской Старины;" считаю нужнымъ только прибавить, что къ этому средству прибѣгаютъ въ крайнихъ случаяхъ, когда, несмотря на всѣ просьбы, покойникъ не желаетъ прекратить своихъ посещенiй. Примѣненiе всѣхъ указанныхъ средствъ народомъ считается вообще предосудительнымъ, а вслѣдствiе этого и дѣломъ, не подлежащимъ — огласкѣ. Поэтому разсказы объ этомъ всегда сопровождаются такого рода замѣчанiями: "ми, Боже сохрани, нiкди цього ни робимо, али люди, кажуть, роблять," при этомъ называютъ тѣхъ, которые примѣняли то или другое средство; для этой надобности употребляется макъ "видюк," т. е. въ головкахъ котораго есть дырочки, и онъ легко высыпается; притомъ макъ освященный.Въ то время какъ употребленiе мака для названной цѣли считается "тяжкимъ грѣхомъ", употребленiе другихъ средствъ — проса, желѣза и стали грѣхомъ не считается. Вслѣдствiе этого находятъ болѣе удобнымъ и предпочтительнымъ передъ макомъ употреблять, напр. просо, которое, какъ мнѣ поясняла одна крестьянка, должно показывать, что тѣ, которые посыпаютъ, просятъ покойника не приходить. Просомъ обыкновенно посыпаютъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ показывается покойникъ, который для того, чтобы получить возможность прiйти во второй разъ, долженъ собрать по зернышку все, что насыпано» [Каминскiй 1906, с. 10].

2. Световой магический круг

Осветиться — создать магический круг посредством заполнения светом определённого пространства — огородиться светом, окружить светом. Обычно освещение производиться источниками света, которые сами по себе являются апотропеями, например, освящёнными свечами.


Магический круг из освящённых восковых свечей, усиливаемый чтением Псалтири

«Подходя къ клиросу, увидѣлъ онъ нѣсколько связокъ свечей. „Это хорошо“, подумалъ философъ: „нужно освѣтить всю церковь такъ, чтобы видно было, какъ днемъ. Эхъ, жаль, что во храмѣ Божіемъ не можно люльки выкурить!“
И онъ принялся прилѣплять восковыя свѣчи ко всѣмъ карнизамъ, налоямъ и образамъ, не жалѣя ихъ нимало, и скоро вся церковь наполнилась свѣтомъ» [Гоголь Н. В. Вій].

3. Звуковой магический круг

Звуковой магический круг создаётся посредством заполнения пространства сакральными звуками. Как и ситуации с освещением, здесь используется семантика замещения, когда зло и сакральный звук не могут находиться одновременно в одном пространстве. В отличие от ограды, создаваемой по периметру, звуки заполняют собой пространство настолько, насколько распространяется звук. В Полесье существовала даже мера расстояния, за единицу которого бралась мощность человеческого голоса или голоса домашнего животного.

«Лігъ вінъ [козакъ] пидъ дзвіницею и не спитъ. Коли такъ якъ у півночі вилазить изъ гроба упиръ. Вінъ злякавсь, та на дзвіницю и давай у дзвони бить; що ударить у дзвінъ то упиръ назадъ, а якъ не дзвонить, то упиръ і підходить» [Чубинскій 1878, т. 2, с. 418].

4. Вербальный магический круг

Вербальный магический круг создаваётся посредством рассказывания сакрального текста. В гуцульской быличке человек, чтобы спастись от бабы-«опириці», рассказывает ей «байку», и только «опириця» хотела к нему подступиться, смотрит — «а то остріг коло него, шо не може до него приступити. То та байка, що він сказав, то стала коло него острогом» [Щербаківський 1991, с. 547]. Способность произносимого текста выполнять роль магического круга прямо декларируется в украинском заговоре: «Обійде та казочка докола нашого дворочка й сьиде собі на воротьих у червоних чоботьих з огненним мечем — шо добре — пускає, шо лихьи — стинає» [Щербаківський 1991, с. 547].

Опасности, ограничения

А. Выход за пределы круга

Магический круг охраняет только то, что заключено в круге. В силу этого, выход за его пределы снимает с человека или другого объекта охраны защитные свойства, атрибутируемые кругом. На святочных гаданиях приговаривали: «Ежели кто не попадёт в круг, того потащит чёрт».

Не выходите за пределы круга, не смотрите на нежить!
Не выходите за пределы круга, не смотрите на нежить!

Б. Незавершённость круга

Непременным условием действенности круга является его завершённость, целостность, отсутствие лакун и стыков с другими объектами. В одной харьковской быличке крестьянин, поймавший в своем хлеву вупыряку, спрашивает его, каким путем тот пробрался во двор. — «Через тын, в тим мисти, де кошара прычалюиця до хливця» — ответил ему вупыряка. Тогда крестьянин понял, почему отец приказывал ему «завсегда кругли загороды робыты» [Иванов 1991, с. 491].

В. Прорыв защиты

Нечистая сила всячески старается прорваться за магический круг. Одним из способов снятия защиты является установление зрительного контакта между нечистью за кругом и человеком внутри круга. Это способ часто упоминающийся в фольклорных источниках в сюжете об отчитывании заложной покойницы в течение трёх ночей. В купянской быличке рассказывается о такой возможности прорыва магического круга, образованного иконами Спасителя:

«Прыйшов вин у церкву, обставывся кругом Спасытелями, взяв псалтыр и почав читаты. Тилько смеркло, вона уже и встае. Устала, засмиялась, захлопала рукамы: „Уставайте, мои друзья-приятели, шукайте мого неприятеля!“ Так и зашумилы з-пид полу мертвеци, та й вси в серпанках, и почалы коло ёго крутыться, скакаты, доставаты ёго рукамы — не достануть. Танцюють перед ным, смиются, шоб вин глянув, тоди б воны ёго розирвалы. А вин такы все чита та чита, не дывытся на ных» [Иванов 1991, с. 475].

Не рекомендуется, находясь в магическом круге, смотреть на нечисть, особенно если возникло подозрение, что именно этого она и добивается. Н. В. Гоголь в Вие описывает прорыв магического круга, установленного философом, через зрительный контакт:

«„Подымите мнѣ вѣки: не вижу!“ сказалъ подземнымъ голосомъ Вій, — и все сонмище кинулось подымать ему вѣки.
„Не гляди!“ шепнулъ какой-то внутренній голосъ философу. Не вытерпѣлъ онъ, и глянулъ.
„Вотъ онъ!“ закричалъ Вій, и уставилъ на него желѣзный палецъ. И всѣ, сколько ни было, кинулись на философа» [Гоголь. Вій].

Г. Диаметр имеет значение

Начертив маленький магический круг, места в котором хватает только буквально для стоп, можно столкнуться с рядом проблем. Во-первых, это ненадёжно. Случайным взмахом руки можно выйти за пределы защиты или, потеряв равновесие, вдруг выпасть из круга. Во-вторых, для создания оберега от ряда мифологических персонажей требуется не только начертить круг, но и упасть в нём ниц, для чего диметр круга должен превышать рост человека. В-третьих, недоступный в кругу для самих демонических созданий и неупокоенных мертвецов, создатель оберега может подвергнуться дистанционной атаке, например, его могут закидать камнями.

«Первое средство, чтобы не тронула русалка, если человѣкъ увидитъ ее во ржи, начертить пальцемъ или палкою кругъ и въ центрѣ его стать. Русалка будетъ кружиться около черты, а переступить чрезъ нее не посмѣет; бросает в человека камни; но чтобъ она не попала, слѣдуетъ кругъ сдѣлать большой» [Булгаковский 1890, с. 190].

«В Козелецком у. Черниговской губ. если придется идти в лес или в поле на Троицкой неделе, то „берут несколько головок чеснока и нож, для того чтобы, увидевши русалок, тотчас есть чеснок и, сделав ножом круг на земле, припасть в оном ниц на землю; кто это сделает, того русалки никогда не тронут“» [Зеленин 1995, с. 210—211].

Магический круг можно начертить мелом
Магический круг можно начертить мелом


Можно начертить магический круг и углём

Дополнительные примеры использования магического круга в фольклоре

Магический круг из вала («грубые нитки из пакли») вокруг хаты от мёртвой ведьмы, приходящей в свой бывший дом каждую ночь:

«...солдат велел хозяйке достать клубок валу, напряденного 12-летней девочкой, и обмотать этим валом хату снаружи. После того как хату обмотали валом, ведьма три ночи подряд являлась к хате; подойдет, бывало, к ней, но войти не может, а только ходит кругом хаты да бормочет: „Бодай его побила лиха годына! Яка воно собака позачиняла и позамыкала? Не найдеш ни дверей, ни викон. Тепер уже, мабуть, не прыйдется повечеряты“»  [Иванов 1991, с. 487, 488].

Ограда — магический круг. Вупыряка проникает сквозь разрыв в загороде (хвиртка — укр. калитка):

«...скажы [спрашиваю вупыряку], куды ты входыв, чы в ворота, чы в хвиртку?» Мини, бач, хотилось вывирыты, чы такы правда тому, що мене батько вчыв: як зарыеш на воротях кошары навхрест осыковый килок и зубок з бороны, так нияка лыха лычына в неи ны ввийде. «Э ни, — каже, — в тебе в хвиртку ныззя». «А куды ж ты?» «Через тын в тим мисти, де кошара прычалюиця до хливця». Э, подумав я, нывчим мини батько прыказував завсыда кругли загороды робыты!»  [Иванов 1991, с. 491]

Магический круг от заложного покойника обводится мелом (крейда) вокруг ложа спящего:

«...вокругъ того мѣста, гдѣ долженъ спать человѣкъ, желающiй избавиться отъ безпокойствъ "нечистої сили," обводится черта "свяченою крейдою," и на этой чертѣ кладется нѣсколько косъ такъ, чтобы они окружили ложе спящаго; кромѣ того подъ подушку кладется топоръ и серпъ, иногда и ножъ. Эти средства въ своей совокупности обязательно помогаютъ, какъ утверждаютъ крестьяне. Сила, заключающаяся въ этихъ средствахъ, все-таки обусловливается по сознанiю крестьянъ силою молитвы» [Каминскій 1906, с. 11].

Фото: Марина Черепанова. В реконструкции обряда принимали участие: Анна Злобина и Антон Макаренко.

Источники

Основным источником подготовки данного материала стал фундаментальный труд о славянских оберегах:
Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. — М.: Индрик, 2002. — 336 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.) ISBN 5—85759—185—6.

Также использовались и цитировались следующие издания:

Оставить комментарийОтветить на комментарий Отменить

Имя и фамилия
Электронная почта
Комментарий

Кол вбивается вампиру не в бровь, а в глаз, рот, горло, затылок, грудь или зад.